МБОУ "СОШ №20" имени И.И.Наймушина
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии
с ФЗ 152 "О защите персональных данных" от 27.07.2006 года

Придуманная метрика

В бега мальчишка ударился после случившейся на его глазах трагедии. С 3 лет он сирота. Мальчонку приютила в своей избе тетя Луша. Возможно, она была Наймушиным родственницей, а может, просто соседкой. Чтобы не быть нахлебником, Ваннюшка не отказывался пособить взрослым. В тот раз сосед попросил парнишку присмотреть за своим трехгодовалым сыном. Поиграв в ограде, ребята пошли к реке. Вот она, совсем рядом, стоит лишь спуститься с пологого в этом месте берега Вятки и ты на мостках, где деревенские бабы стирают белье. Неожиданно на скользких мокрых досках малец поскользнулся и упал в воду. Потрясенный Мишкиной гибелью, Иван вернулся домой, забился в темный угол двора и проплакал до глубокой ночи. На зов встревоженной тети Луши и соседа не отозвался, а когда совсем стемнело, навсегда покинул свою деревню, что в двух верстах от Котельнича.Подростковый этап в своей жизни сам Иван Иванович характеризовал коротко: жил в батраках. Где жил, у кого батрачил, - о том нет никаких сведений. Известно лишь, что в течение двух лет он ходил с походной кухней хозполка и солдат Ермил научил Ванюшку грамоте.

 Допускаю, что дату своего рождения Наймушин придумал сам, потому что просто-напросто мог ее не знать. Скорее всего, не знал. Ведь уходил он из своей деревни без документов, а когда нужные бумаги пришлось оформлять, сказал наугад, сделав себя моложе почти на 9 месяцев.
Три года назад, побывав в Москве в гостях у дочери Ивана Ивановича Наймушина, Марины Ивановны, С.Н. Панькова представила ей копию метрики отца. “Знаете, давайте ничего не будем менять. Пусть дата рождения останется той, которую избрал себе отец”, - попросила она.

На малой родине в Котельниче Иван Иванович побывал единственный раз, спустя сорок лет после своего неожиданного побега. Тети Луши не было в живых, да и никого из тех людей, кого Ванюша знавал в детстве, отыскать не удалось. Марина Ивановна Наймушина на родине отца побывала впервые лет пять назад. Заглянула в Котельнич после Великорецкого крестного хода и пешком прошла по тем местам, где промелькнуло недолгое сиротское детство ее отца.

Сибирский гидро-медведь

Возможно ли такое, чтобы беспризорник, бродяжка, не закончивший даже церковно-приходской школы, стал затем выдающимся инженером и руководителем крупнейшего в стране Братско-Усть-Илимского промышленного гиганта, в составе которого два построенных им города – Братск и Усть-Илимск, две гидростанции, два лесопромышленных комплекса, гигантский горно-обогатительный комбинат, алюминиевый завод. И все это возникло в непроходимой тайге, с нуля, менее чем за 20 лет. Никогда и нигде в мире не было столь масштабных темпов в гидростроительстве. От закладки первого камня в основание Братской ГЭС и до пуска первого агрегата прошло всего пять лет. На стройке как-то побывали американцы. Они и окрестили Наймушина “сибирским гидро-медведем”. Внешне Наймушин действительно выглядел богатырем. Выше среднего роста, сутулый, плотного телосложения с крупными чертами лица, взгляд чуть исподлобья , - таким рисует портрет Ивана Ивановича его близкий друг и соратник А.А. Сапожников. Масштабам личности Наймушина поражаешься. Это был действительно “матерый человечище”. Стратег. Созидатель. Патриот.

Случай стал поворотным моментом в его жизни. Как-то двадцатипятилетний проходчик стал нечаянным свидетелем собрания горных инженеров шахты, где он добывал уголек. Ивана поразил не сам предмет дискуссии, а то, как специалисты вели разговор. Это была совершенно иная среда, незнакомая, но притягательная. Именно тогда он решил для себя, что будет учиться. До конца жизни Иван Иванович Наймушин был благодарен одному из тех участников собрания в клубе шахты. Инженера звали Петр Ильич. Он и подготовил способного шахтера к поступлению в техникум, а еще через пять лет в 1937 году Иван закончил Московский горный институт. В числе пяти лучших выпускников Наймушина затребовали на работу в Наркомат тяжелой промышленности. У бывшего беспризорника начиналась другая жизнь.

В августе 1941 года Наймушин был назначен начальником строительства тепловой гидроэлектростанции в Йошкар-Оле на реке Кокшаге. А Котельнич, к слову сказать, в древние времена назывался Кокшаров. Осенью 1943 года электростанция дала ток. И даже много лет спустя эту электростанцию в Йошкар-Оле называли “наймушинской”. Потом были другие города, другие стройки, но самой главной стала Братская ГЭС. О начальнике “Братскгэсстроя” в этих местах по сей день ходят легенды. Очень трогательно, торжественно братчане отметили 95-летие своего кумира. На юбилейные торжества из Москвы прилетели сын и дочь, внуки прославленного гидростроителя. Есть музей в Братске, где собраны многочисленные публикации о начальнике стройки, книги о нем, ноты музыкальных произведений, посвященных Братску и Усть-Илимску. Есть даже пластинка с песней о самом Наймушине в исполнении Иосифа Кобзона. На родине, в Котельничском музее истории крестьянства, начальнику Братской ГЭС посвящен отдельный стенд, а к столетию И.И. Наймушина открылась новая экспозиция “Потоки жизни и воды”. Документы, фотографии для экспозиции передала в дар музею Марина Ивановна Наймушина, дочь.

 Методы руководства

Если бы Наймушин в своей деятельности подчинялся рекомендациям министерских чиновников из Москвы, Братскую ГЭС и весь этот огромный гидроузел в Сибири не достроили бы никогда, как это случилось с БАМом. Своим существованием на карте и Братск и Усть-Илимск обязаны прежде всего Наймушину.

 Проработавший много лет с легендарным начальником стройки один из его сподвижников А. Нагнойных вспоминал: “ Наймушин в числе приглашенных участвовал в пуске Волжской ГЭС, и там в присутствии начальников всех гидростроек Союза председатель госкомиссии спросил: “А как у вас дела Иван Иванович?” - “На двойку”,- ухмыльнулся тот. – “Это как же понимать?”, возмутился чиновник из Москвы. – “Это значит в два раза мощнее, в два раза быстрее и в два раза дешевле!” – отрезал Наймушин. Действительно, Братская ГЭС была построена в рекордные сроки и единственная в стране окупила себя полностью уже к моменту сдачи госкомиссии. Это был единственный случай в СССР, когда такая грандиозная стройка обошлась государству дешевле сметной стоимости.

Начальник Братскгэсстроя терпеть не мог совещаний. Вопросы решал только с теми, кто был компетентен в данном вопросе, а решения принимал единолично, возлагая всю ответственность на себя. Был момент, когда потребовалось построить еще одну внеплановую ЛЭП. Все чертежи составили в Братске своими силами, шло согласование с проектировшиками в столице. “ Если хочешь завалить дело - согласовывай, - попенял Наймушин начальнику управления строительства линий электропередач Зимину. А потом ему же очень жестко: “Приступай к рубке просеки. Немедленно. И создавай СМУ, чтобы выйти на всю трассу”.

памятник Наймушину

Наймушин по своей натуре не был ведомственным человеком. Он был стратегом и мыслил масштабно. Приехав строить Братскую ГЭС, Наймушин занимался комплексным развитием этого региона Сибири, нарушая при этом существующие правила игры. Москва в любой момент могла его обвинить в нецелевом расходовании средств. Ведь он умудрился строительство в Усть-Илимске финансировать за счет удешевления строительства Братской ГЭС. Причем, не в ущерб главному делу и людям, которые трудились на этой великой стройке.

Своих подчиненных начальник Братскгэсстроя проверял делом. Задачи порой ставил такие заковыристые, выполнение которых позволяло составить правильное представление о человеке. Выдержавший экзамен оставался и дальше осваивать “школу Наймушина”. А у главного диспетчера стройки стало правилом: собирать самую дотошную информацию о тех людях, кем заинтересовался начальник, вплоть до их увлечений во время отдыха. Так подбирались кадры. Кстати об отдыхе. Сам Наймушин, по свидетельству близко знавших его людей, любил охоту, рыбалку, с удовольствием копался в собственном огороде. Так случилось, что семья не поехала с ним из столицы в Сибирь. Для него самым важным была его работа, а жена Анна считала своим долгом дать сыну и дочери хорошее образование. Официально Наймушин не был разведен, но фактически в Братске у него возникла вторая семья. Женщину, ставшую ему женой и другом, звали Клавдией. Они и погибли вместе в 1973 году, когда возвращались с отдыха домой, в Братск. Кому-то из друзей Наймушина, летевших вместе с ним, захотелось еще побродить по тайге. Посадка вертолета оказалась неудачной. Зацепившись за кроны деревьев, машина загорела. Погибли начальник Братскгэсстроя Наймушин, Клавдия и еще один полковник. Остальным повезло больше. Случилось это 1 сентября 1973 года.

…Яркая, удивительная жизнь. Этот вятский человек принадлежал к той породе первооткрывателей, которые и определяют течение жизни, оставляя в истории свой собственный след. 

Уже 15 лет наша школа носит имя этого легендарного человека. Но далеко не все помнят, как и когда она получила это почетное право. А произошло это 01.09.2005г с легкой руки Фреда Павловича Юсфина и тогдашнего директора школы Кулинича Константина Викторовича. Спустя два года был открыт школьный музей, в котором создана экспозиция, посвященная И.И. Наймушину. С тех пор традицией стало участие наших старшеклассников совместно с ветеранами Братскгэсстроя в ежегодном митинге 1 сентября у памятника Ивану Ивановичу у подножия ГЭС.

Традиционными стали и встречи с первостроителями города, а в сентябре 2009 года в честь 55-летия Братскгэсстроя в нашей школе состоялась встреча первостроителей городов Иркутской. Частые наши гости — родственники Наймушина: внучка Мария, его сын Анатолий Иванович и дочь Марина Ивановна, внук Иван.

Наши ученики не раз принимали участие в городском устном журнале «Глобус», который традиционно проводил Ф. П. Юсфин, собирая во Дворце искусств первостроителей города. Мы подхватили эту традицию, и в день рождения Ивана Ивановича стали перелистывать страницы своего журнала «Мини-глобус», вспоминая о его заслугах в строительстве СССР, о сильном духе и удивительном характере этого человека.

В день рождения И.И. Наймушина у нас в школе была и дружеская встреча с ветеранами Братскгэсстроя, во время которой сборная наших старшеклассников и сборная ветеранов приняли участие в соревнованиях по волейболу и в Брейн-ринге, посвященном истории нашего города. Тогда ветераны оказались сильнее, ведь они не просто знают об этих событиях, но и были их свидетелями! и соревнования по волейболу.

25 марта 2009 года в честь дня рождения Ивана Ивановича состоялось открытие макета масштабной копии Братской ГЭС, изготовленного нашими одиннадцатиклассниками под руководством преподавателя технологии Соловьева Анатолия Александровича. Два года реализовывался этот проект, а весть об этом событии добралась до столицы нашей страны.

В честь Ивана Ивановича мы проводили различные городские конкурсы, в которых принимали участие ученики школ города: конкурс исследовательских работ, городская викторина, конкурс инсценированной песни «Я в таежном родился краю», конкурс исследовательских работ «Первостроители Братска», историко-краеведческая олимпиада «Иван Иванович Наймушин в памяти братчан».

В 2014 – мы продолжили традицию Фреда Павловича: вспоминать, как строился наш город под руководством Ивана Ивановича Наймушина. Мы стали проводить программу устный журнал «Мини-Глобус». Об этом даже в газетах писали!  https://obratske.ru/news/gazeta-znamya/5712-trydnoe-schaste-nahodka-dlia-nas

В 2015 году педагоги и обучающиеся нашей школы представляли свои традиции на городском образовательном форуме в номинации «Школа имени…»

Педагоги и ученики школы были почетными гостями на открытии Мемориального комплекса в честь первостроителей Братска в Энергетике, а год спустя, участвовали в посадке аллеи вдоль комплекса.

В 2016 году наши ученики Баклаг Михаил, Баклаг Даниил и Якимов Дмитрий приняли участие в экспедиции на место гибели первого начальника Братскгэсстроя. https://bratsk-pravoslavny.ru/news/16/09/na-meste-gibeli-pervogo-nachalnika-bratskgesstroya-ivana-naimushina-ustanovlen-pamyatnyi-krest

Уже внушительная летопись создана в школе за 15 лет, и мы продолжим заполнять ее страницы, с честью неся имя легендарного человека. 

 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?